Зонирование офиса

В офисе важно организовать пространство в соответствии с рабочими задачами и эргономикой. Это помещение можно сравнить с производственным цехом, где нужно правильно настроить процессы, чтобы получить продукт заданного качества.

В статье расскажем о принципах, по которым зонируются офисные помещения для персонала и руководителей, а также о мебели для каждой зоны.

1.jpg

Основные зоны

Офис делят на две большие части: представительскую и рабочую. Каждую из них ― на функциональные составляющие.

  • Представительская часть. Ее называют лицом компании, так как в эту часть входят кабинеты генерального директора, топ-менеджеров, переговорная и приемная. Там проводятся совещания, конференции, деловые встречи с сотрудниками, контрагентами, партнерами, клиентами. Чтобы сформировать нужное представление о компании, важно выдержать корпоративный стиль в интерьере, подобрать единый дизайн для помещений.
  • Рабочая часть. Эта зона невидима для гостей. Там работают сотрудники, находятся кабинеты персонала, служебные помещения, архив, дата-центр, место для отдыха и прочие. При организации пространства не менее важно соблюдать корпоративный стиль, но предпочтение стоит отдать удобству.

Рассмотрим подробнее составляющие каждой зоны.

Приемная

В приемной у посетителя формируется первое впечатление о компании. В этом помещении стоит ненавязчиво показать сферу деятельности, надежность и стабильность организации. Приемную принято делить на две части: ресепшн и зал ожидания. В первой размещают стойку, стол администратора, оргтехнику, системы хранения. Во второй ― мягкую мебель, стулья, вешалку для верхней одежды, журнальные столы и т. д.

Разделить просторный зал на зоны помогает мебель. С ее помощью создаются границы, единый стиль и функциональность. Поэтому все предметы должны соответствовать друг другу по цвету, дизайну, декору, классу (эконом, комфорт или премиум).

Кабинет генерального директора

В кабинете директора проводятся личные встречи. Для работы с делегациями, планерок, семинаров, собраний отводятся отдельные залы.

По классу комфорта кабинет директора может превосходить другие помещения фронт-офиса. Но в целом кабинет должен соответствовать сфере деятельности и корпоративному стилю компании.

В кабинете руководителя предусматриваются деловая зона, переговорная и место для отдыха. В первой размещают рабочую мебель для директора, во второй ― столы и стулья для посетителей, в третьей ― мягкую мебель.

В дополнительной технической части устанавливаются системы хранения, шкафы для одежды, стеллажи для книг и документов, сейф. Место для ожидания выделяют в рабочем кабинете секретаря или в отдельном помещении.

Переговорная

Для встреч с клиентами и партнерами рекомендуется использовать отдельную комнату ― переговорную. В этом помещении гости компании не столкнутся с творческим беспорядком и рабочими документами, которые могут лежать на видных местах в кабинетах сотрудников.

2.jpg

В переговорной выделяют непосредственно рабочую зону с одним или несколькими столами для переговоров, брифинг-приставкой, стульями и т. д. Дополнительно можно организовать место для кофе-брейка.

Рабочая зона

Рабочую зону по-другому называют бэк-офисом. Это сердце компании, где находятся сотрудники: финансисты, рекрутеры, менеджеры. Для каждого специалиста важно создать рабочее место, которое позволит:

  • выполнять должностные обязанности;
  • организовывать коммуникацию без потери времени;
  • исключать лишний шум;
  • поддерживать безопасные условия работы;
  • следить за производительностью.

Бэк-офис зонируют разными способами. Например, востребован формат open-space, при котором одно просторное помещение делят на зоны перегородками. Используются мобильные столы, бенч-системы. Такой вариант подходит для колл-центров, клиентского сервиса, торговых отделов, бухгалтерии и прочих. Главное, чтобы в одном зале располагались представители одного отдела.

Бенч-системы ― это модульные конструкции, в которых на одном каркасе располагается несколько столешниц. Они рассчитаны на несколько сотрудников, вплоть до восьми человек. Мебель различается по конфигурации: линейная, торцевая, угловая. Систему дополняют тумбами, стульями, надстройками и прочими элементами. Чтобы сделать приватные рабочие зоны, можно установить фронтальные перегородки. При необходимости бенч-системы позволяют делать перекомпоновку. Столы можно разъединять для организации отдельных рабочих мест.

Мобильные столы ― это передвижная мебель на колесах, рассчитанная на одного или двух человек. В зависимости от конфигурации, в конструкции могут предусматриваться откидные или складные столешницы. Такие столы удобно использовать как дополнительную мебель. Например, для практикантов или аудиторов.

Офисные перегородки позволяют зонировать помещение без капитального ремонта ― не нужно возводить стены между комнатами. Такие конструкции бывают стационарными и мобильными. Стационарные крепятся к полу, стене, потолку или рабочему столу. Перегородки производятся из ЛДСП, пластика, стекла, дерева, ткани и прочих материалов. От них зависят характеристики конструкций: способность пропускать свет, изолировать звуки, устойчивость к пожарам.

3.jpg

Отдельные кабинеты в рабочей зоне

Это другой популярный способ зонирования бэк-офиса. В зависимости от должности, кабинеты могут быть рассчитаны на одного или нескольких человек. Некоторые сотрудники всегда работают в отдельных помещениях. Например, руководители подразделений, главный бухгалтер, кассир, начальник охраны, системный администратор.

Зона отдыха

Это место для перекусов и лаунж-зона для отдыха. Площадь помещения выбирают в зависимости от количества офисных сотрудников в компании. При организации зоны отдыха рекомендуется выделять не меньше 20 % посадочных мест от общего количества людей, которые могут пользоваться помещением. Важное требование ― комфорт. Нужно использовать удобную мягкую мебель.

Грамотно зонировать помещения в офисе, рассчитать и распределить бюджет поможет дизайнер. Специалисту понадобятся план офиса и информация о компании: корпоративные цвета, сфера деятельности и пр.