Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения
15 июня 2022
Размер шрифта:
-
+
число просмотров:
1661
Добавить в закладки
Содержание

Перепланировка офиса или переезд в новое помещение начинается не с найма дизайнера или строителей, а с изучения СНиП, СанПиН, НПБ, регламентирующих вопросы безопасности офисного персонала и посетителей. Игнорирование этих документов заканчивается в лучшем случае крупным штрафом, в худшем — судебными разбирательствами по криминальной статье.

Контролирующие органы могут посетить не только мелкую оптовую фирму, но и государственную корпорацию, поскольку планы по эффективности проверок никто не отменял. Чтобы не попасть под «каток» Госпожнадзора или иной государственной структуры, владельцам и арендаторам офисных помещений стоит изучить базовые требования к организации рабочих мест и обустройству подсобных помещений.

Какие нормативные акты регулируют оснащение офисных рабочих мест?

На страже здоровья, безопасности, жизни сотрудников, посетителей офисов стоят такие документы:

  • СанПиН — сборник санитарных правил, норм, разработанный Минздравом, Минюстом и Роспотребнадзором. В этом документе собраны требования к окружающей среде, а также гигиенические, эпидемиологические, санитарные нормы.
  • СНиП — сборник строительных нормативов. Нарушение строительных правил в ходе ремонта или реконструкции офиса приводит к штрафам и другим нежелательным исходам.
  • НПБ — нормы пожарной безопасности. Последствия игнорирования требований НПБ становятся ключевыми информационными поводами для уничтожения репутации бизнеса.
  • Трудовой кодекс — главный федеральный документ, описывающий отношения работника и работодателя. Он содержит отсылки к НПБ, СНиП (СП), СанПиН.

Игнорирование этих нормативных актов часто оборачивается негативными последствиями. Спроектированный без учета гигиенических, строительных, противопожарных требований офис снижает KPI сотрудников и приводит к большим убыткам.

Какие требования СанПиН необходимо учитывать при реконструкции офиса?

Сборник санитарных правил, норм, гигиенических требований регламентирует планировку рабочих мест (вплоть до расстановки мебели), задает требования к микроклимату, освещению, ограничивает допустимое вибрационное и шумовое загрязнение.

При планировке рабочих мест или реконструкции офиса нужно учитывать следующие параметры:

  • Габариты рабочего места. В этом случае оперируют понятиями «минимальная площадь» и «допустимое расстояние между столами». Предельно допустимые значения этих характеристик — от 4,5 кв.м на сотрудника и 1,2 м между столами.
  • Параметры рабочего стула. Пункты СанПиН определяют тип обивки, высоту, угол наклона спинки и пр.
  • Допустимую концентрацию источников электромагнитного излучения (офисной техники). На рабочем месте допускается установка определенного количества мониторов, системных блоков, принтеров, другого оборудования.
  • Характеристики освещения. СанПиН утверждает, что на рабочий стол в кабинете должен падать поток от 300 лк, а в случае офиса со свободной планировкой — от 400 лк. Кроме того, в офисах обязательно должно присутствовать естественное освещение.
  • Рекомендуемый температурный режим. Идеальная температура офиса — 24-25 °C. Отклонение от этого значения в большую или меньшую сторону дает право сократить рабочий день.

Офисная норма по уровню шума — до 80 дБ, по площади столовой — от 6 кв.м на коллектив, состоящий из 10 человек и более. Но столовая является обязательной частью только того офиса, где работают 30 и более сотрудников — эту норму закрепляет Трудовой Кодекс.

Какие положения НПБ и СНиП относятся к общеобязательным?

Положения о противопожарной безопасности закреплены в строительных правилах, НПБ, Постановлениях Правительства РФ. СНиП регламентируют требования к отделочным и строительным материалам. В нормах противопожарной безопасности указаны параметры мебели, электроприборов, средств защиты. Оба сборника дают рекомендации по площади офисного помещения, его удаленности от складской или производственной зоны.

При организации рабочего места принято проверять его параметры на соответствие требованиям СНиП и НПБ:

  • Отделочные материалы. Их подбирают по месту применения, эксплуатационным характеристикам, противопожарным свойствам. При выборе отделки учитываются температурные режимы, влажность, пропускная способность, другие параметры.
  • Количество, тип электроприборов. Эти параметры определяются характеристиками электросети. Они влияют на планировку рабочего места (допустимая концентрация электромагнитного излучения), отделочные материалы (теплоизоляционная защита), другие параметры.
  • Оснащение средствами борьбы с пожаром. Число огнетушителей, гидрантов, форсунок систем автоматического тушения задается площадью офиса и корректируется в соответствии с особенностями планировки.
  • Наличие противопожарной сигнализации. Она используется в офисах с числом сотрудников от 10 человек. Но предусмотрительные работодатели вкладываются в противопожарную сигнализацию даже при меньшем количестве сотрудников.
  • Наличие в свободном доступе запасных выходов. Это обязательное требование к любому офису. Если в помещении менее 15 человек, достаточно иметь один запасной выход. При большем количестве сотрудников устраивают несколько запасных выходов. На каждом рабочем месте должна лежать памятка о путях эвакуации при пожаре.

Проверки на соответствие офиса требованиям НПБ, СНиП проводят инспекторы Госпожнадзора. Если нарушения найдены до несчастного случая — администрация или владелец облагается штрафом. Выявление нарушений после пожара передвигает решение об ответственности в криминально-процессуальную плоскость.

Как проверить офис на соответствие СанПиН, НПБ, СНиП?

Аудит безопасности выполняется в два этапа. Вначале проводится камеральная проверка на соответствие плана здания, рабочей документации дизайнера ключевым требованиям СанПиН, НПБ, СНиП. Далее осуществляется сверка фактических параметров и цифр, указанных в документах.

Например, освещенность рабочего места проверяют по данным светотехнического расчета и путем замера светового потока в люменах и люксах. При оценке качества облицовочных материалов требуют спецификацию и заказывают экспертное заключение по классу возгорания и токсичности. Системы отопления и вентиляции оценивают по фактическим показателям.

Для проведения аудита можно нанять сторонних специалистов или доверить эти мероприятия компании, выполняющей ремонт или реконструкцию офиса. Если владелец проигнорирует аудит, то проверку безопасности помещения выполнят представители Госпожнадзора, Роспотребнадзора, других контролирующих органов.

Оцените материал:
(Нет голосов)