Российский рынок офисной мебели – один из самых конкурентных, поскольку его участниками являются около 1000 отечественных предприятий, крупных и совсем небольших, и примерно такое же количество иностранных фабрик. При этом доля отечественного продукта в этом сегменте по самым позитивным оценкам не превышает 25-30% от общего объема реализуемой в России офисной мебели.

I. Рынок офисной мебели в России

Российский рынок офисной мебели – один из самых конкурентных, поскольку его участниками являются около 1000 отечественных предприятий, крупных и совсем небольших, и примерно такое же количество иностранных фабрик. При этом доля отечественного продукта в этом сегменте по самым позитивным оценкам не превышает 25-30% от общего объема реализуемой в России офисной мебели. Около 40-45% российского рынка занимает белорусская мебель, каждый второй кабинет руководителя родом из Белоруссии. Около 25% «держит» Европа - это общий объем мебели от европейских поставщиков, основу которого составляет офисная мебель среднего ценового диапазона, и куда небольшой долей входит элитный продукт из Турции и Италии. Выросли и продолжают расти поставки недорогого "офиса" из Китая.

После обвала рубля весной 2014 года, и последующего падения цен на нефть, рынок офисной мебели в России одним из первых ощутил на себе негативное влияние острой фазы экономического кризиса. По сравнению с 2013 годом лавинообразно снизился спрос на офисную мебель, что в свою очередь, сначала привело к снижению темпов роста производства в отрасли, а к концу 2014 года был зафиксирован ее спад. Если после кризиса 2008-2009 годов мебельная промышленность начала достаточно быстро замещать своей продукцией импортные аналоги, спрос на офисную мебель граничил с ажиотажным, вырастая ежегодно на 12-17%, то сегодня картина противоположная.

Потенциальные покупатели стали экономить, урезав в первую очередь административно-хозяйственные расходы, в которые попали деньги, изначально запланированные на покупку кабинетов руководителей и мебели для персонала среднего ценового дапазона, производством которой занимаются три четверти российских мебельщиков. Казалось, ослабленный рубль должен был сыграть на руку тем мебельным фабрикам, которые поставляли офисную мебель за рубеж, но сегодняшние объемы экспорта на уровне 7-8% остались в пределах 2013 года. Основная масса заказов на российскую мебель для бизнеса и различных учреждений по-прежнему поступает из ограниченного числа стран: Белоруссии, Казахстана, Египта и некоторых других.

На фоне снижения экспортного потенциала, внутреннее потребление офисной мебели сместилось в пользу более дешевого отечественного продукта и импорта. Но проблема заключается в том, что наш производитель вынужден продавать мебель с минимальной прибылью, чтобы предложить продукт дешевле Китая или той же Белоруссии, поскольку покупает за границей слишком много комплектующих, фурнитуры, декоративных и лакокрасочных материалов, что не позволяет выйти вперед в борьбе с конкурентами. В какой-то степени выручает, что пиломатериалы на 100% используются отечественные, цены на которые даже в момент написания этого обзора, а именно, на конец третьего квартала 2015 года, практически остались на уровне 2013 года.

II. Объемы и динамика производства мебели за 2013-14 годы по федеральным округам

  • Центральный ФО. В 2013 году объемы выпуска деревянной офисной мебели снизились на 13% и на 3% сократилось производство металлической. В 2014 году снижение объемов производства мебели продолжилось и составило 10 процентов.
  • Южный ФО. В 2013 году снижение объемов производства офисной деревянной мебели составило более 10%. Объемы производства металлической офисной мебели в ЮФО составляют менее 0,5% и статистикой не учитываются. В 2014 году общие объемы производства снизились на 5%.
  • Северо-Западный ФО. Нет данных
  • Дальневосточный ФО. Нет данных
  • Сибирский ФО. В 2013 году в сегменте производства офисной мебели в Сибири зафиксировано снижение объемов почти на 32%. В 2104 году объемы производства составили 67,5% от уровня 2013 года.
  • Уральский ФО. В 2013 году на Урале почти на 3% снижено производство деревянной и на 47% металлической офисной мебели. В 2014 производство сохранилось на уровне 2013 года.
  • Приволжский ФО. В 2013 году в Поволжье объемы производства офисной мебели выросли почти на 7%. Объем деревянной мебели вырос на 13%, металлической – на 2,8%. К концу 2014 офисная мебель металлическая за год «уменьшилась» в объемах на 12,5%, а деревянная - на 11,8%.
  • Северо-Кавказский ФО. Производство деревянной офисной мебели за период 2013-2014 годов снижено на 40%. Металлическая офисная мебель в регионе выпускается в незначительных объемах.

III. Направление тренда в 2013-2014 гг с анализом перспектив рынка 2015-2017 гг

Выпуск офисной мебели за 2-е полугодие 2014 года российскими предприятиями в целом сократился на 12-15% по отношению к аналогичному периоду 2013 года. Основными причинами резкого падения объемов отечественной офисной мебельной продукции эксперты называют резкое снижение инвестиций, высокую ставку рефинансирования, слишком высокие ставки по кредитам, и связанное с этими факторами «затухание» активности российского бизнеса. Кстати, даже под самый «драконовский» процент, кредит можно получить не в любом банке.

При всем этом причиной номер один остается падение спроса. Большинство бюджетных организаций и коммерческих компаний среднего уровня пошло на пересмотр своих планов относительно запланированных закупок офисной мебели, сосредоточившись на более насущных проблемах. В крайнем случае, ими приобретается мебель эконом-класса.

Палочкой выручалочкой для российского производителя могли бы стать государственные корпорации и организации, но госзаказ тоже постепенно снижается, потому в целом ситуацию со спадом производства офисной мебели на отечественных фабриках это не улучшает. Шанс на оживление рынка может появиться, если Правительству удастся принять закон о запрещении закупки мебели для государственных и муниципальных нужд у иностранных производителей. Но тут важно, чтобы этот закон был не только на бумаге, но и реально исполнялся.

Если отбросить все «если» и «может быть», в перспективе, гарантированно увеличить объемы производства предметов мебели для офиса и модернизировать свои предприятия, российские мебельщики могли бы в случае появления дешевых и «длинных» денег, активного строительства новых офисных площадей, оживления динамики бизнеса в целом. Сейчас в то, что «звезды» сойдутся, мало кто верит, и скорее всего в 2015-2016 гг фабрики будут работать с тем потенциалом, который есть сегодня, не форсируя события и действуя по обстоятельствам.

Данные для обзора использовались из "Российский статистический ежегодник. 2014", www.rbc.ru